Занятия с малышом: игры для развития тактильного восприятия

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСЯЗАНИЯ (ТАКТИЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ).

В предыдущей статье я писала, что такое СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ https://maj-ja.ru/sensornoe-razvitie-maly-shej-chto-e-to-takoe-nemnozhko-pro-sensorny-e-igrushki/

А сейчас хочу остановиться на одном из пяти видов “ощущений”-осязании,и на играх для его развития.

К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые.

Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды!

Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое.

Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова разгладить.

сенсорное развитие ребенка

Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Вот тут-то и пригодятся нам маленькие игрушки из “киндер-сюрпризов”!grechasigryhkamiМожно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, землей, пластилином, тестом из муки и соли. Обязательно попробуйте рисовать на крупах,например,манке или гречке! А можно их заменить сухим песочком.PICT1173_

Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки.224ed29123

Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и маечку меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком.

Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. А мне самой очень понравились ощущения от пальчиковых красок . С удовольствием рисовала ими с дочкой с годика.6009ecb5Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.

Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.

сенсорное развитие дошкольника

А можно сделать самодельный коврик для ножек-ручек: по нему можно ходить,и тогда он еще и с ортопедическим эффектом:)А можно перебирать пуговки разного размера пальчиками.  Эту идею я взяла для себя на вооружение, ведь дома появилась швейная машинка, сама пришивающая пуговки:)

Про коврик можно почитать подробнее здесь http://mamarukodelnica.blog.ru/?page=2

0911094d650748f0456b6521545d1b7d

Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.

Дополнительные развивающие игры:

“Поймай киску”

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

“Чудесный мешочек”

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

Свои наборы вязаных овощей и фруктов я тоже делаю в “волшебных мешочках”,поэтому их тоже можно “поискать” пальчиками с закрытыми глазками.0Ty0pFeSTXUeCQWVDgZV3I

“Платочек для куклы” (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

“Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет”

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

“Узнай фигуру”

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

“Узнай предмет по контуру”

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

“Догадайся, что за предмет”

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

“Найди пару”

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

сенсорное развитие дошкольника

Еще нашла вот такой модуль,цель которого-  активизация тактильного восприятия, он позволяет ребенку сосредоточиться на изменении собственных ощущений при восприятии тактильных  рядов, освоить алгоритм подбора пары по совпадению тактильных ощущений.1337185303_0862

“Что внутри?”

Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

сенсорное развитие дошкольника

“Отгадай цифру” (букву)

На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ.

Очень полезны также для дошкольников и учеников начальной школы (особенно первого класса) игры с буквами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: “Определи на ощупь”, “Найди нужную букву”, “Покажи букву”. Ребенок многократно проводит рукой по букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой буквы, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность.

Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством взрослого к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных цифр.

“Что это?”

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

“Собери матрешку”

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку – кто быстрее.

“Золушка”

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

“Угадай, что внутри”

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Автор: Анна Пономаренко

Взяла с сайта http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0179.shtml

ИДЕИ: Можно сделать самой вот такую занимательную и полезную игру-“искалку”.

domik

Суть игры “Искалка”– подушечка с прозрачным окошком наполняется гранулятом или бисером, среди которого “прячутся” мелкие предметы. Ребенок, перебирая пальчиками и таким образом развивая мелкую моторику рук, ищет в бисерном “песочке” заветные предметы, которые так и наровят ускользнуть в дальний угол. Игра предназначена для развития тактильного восприятия, мышления ребенка, мелкой моторики рук, благотворно влияет на нервную систему в целом.

Подробный мастер-класс,как сделать ,например,такую машинку здесь http://www.livemaster.ru/topic/114029-razvivayuschaya-igrushka-iskalochka-i-spy-bag

120711105427

 

 

 

 

Об авторе maj-ja

Меня зовут Светлана,мне 35 лет.Живу в Питере с мужем и двумя детками.Принципиальная домохозяйка:)
Запись опубликована в рубрике мир из слов, развивающие занятия с малышом, разное с метками , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария на «Занятия с малышом: игры для развития тактильного восприятия»

  1. Зоя говорит:

    Светлана, так приятно познакомиться с интересным человеком, любящим детей и так подробно рассказывающим о том, как проводить время с пользой для малышей. Нашла у вас на сайте мастер-классы по вязанию овощей и фруктов. Постараюсь связать внукам как можно больше игрушек, ведь они так любят играть с ними. Спасибо вам за это.

  2. Марина говорит:

    Спасибо Вам за замечательные идеи и прекрасное изложение!

    • maj-ja говорит:

      Очень люблю полезные занятия с малышами)
      Если вы нашли для себя полезное, я очень рада!
      С уважением Светлана Цветкова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

* Copy This Password *

* Type Or Paste Password Here *