Сейчас словосочетание “вальдорфские игрушки” стало очень популярным. И их часто спрашивают и выбирают своим деткам родители, думающие о развитии своего ребенка с самого рождения.
Так что такое вальдорфская педагогика?
Вальдорфская педагогика была основана Рудольфом Штайнером. В 1907 году он издал книгу «Образование ребенка», в ней он раскрыл основные принципы обучения. А 7 сентября 1919 года открыл первую школу, а затем и детский сад для детей, чьи родители работали на табачной фабрике «Вальдорф-Астория» в Штутгарте (Германия). Именно от названия фабрики и произошло название методики – вальдорфская.
Вскоре подобные детские сады и школы были открыты и в других городах Германии, а также США, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Норвегии, Австрии и Венгрии и др. На данный момент по всему миру насчитывается около 2000 вальдорфских садов и 800 вальдорфских школ. В России первые вальдорфские сады и школы начали появляться с 1990 года. Я нашла в интернете адреса 6 вальдорфских детских садов и групп в нанем Санкт-Петербурге http://waldorfsad.spb.ru/schools.htm Возможна,эта информация вам пригодится.
О методике
У Рудольфа Штейнера был свой взгляд на развитие детей. Он одним из первых заявил, что детство – уникальный период жизни человека, а потому дети как можно дольше должны оставаться маленькими, а задача родителей и воспитателей – помочь им насладиться всеми прелестями раннего возраста. Какая гуманная цель , на мой взгляд.
Вальдорфская система образования основана на уважении к детству и работает по принципу «неопережения», т.е. предоставляет ребенку возможность развиваться в собственном темпе.
Цель вальдорфской педагогики – развивать природные способности каждого ребенка и укреплять его веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Во главу угла эта школа ставит не передачу знаний, воспитание.
Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности.
Для вальдорфцев очень важно созвучие в ребенке души и тела. Иными словами, ребенок – это целостный и гармоничный человек во всех проявлениях – интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических.
Немножко оставлюсь на ВАЛЬДОРФСКИХ ИГРУШКАХ .
Вальдорфцы не признают пластмассовые, электронные и механические игрушки. Предпочтение отдается упрощенным игрушкам исключительно из природных материалов. Игрушки, выполненные из дерева, имеют ряд преимуществ довольно-таки приятные на ощупь, но самое главное их преимущество – это отсутствие какого-либо негативного влияния на здоровье.
Вальдорфские игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре. Считается, что именно такие рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты. Так, например, куколкой может стать завязанный по-особому носовой платок или веточка, листик дерева. Строительным материалом здесь могут быть деревянные брусочки, поленья, палки, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры, камни, ракушки и т.п.
Руками воспитателей, родителей и самих детей создаются красиво сшитые куклы, гномы, животные, эльфы, набитые непряденой шерстью, вязаные куры и овечки, подвижные деревянные игрушки по типу загорских (кузнец стучит по наковальне) и т.п.
Создатель вот этих деревянных паззлов- игрушек Михаил Машинец — педагог вальдорфской школы.
В игровой вальдорфского сада часто можно увидеть кукол без лиц.Почему?
Сам Рудольф Штейнер делал акцент на развитии воображения и упор на изучение искусств. И безликие куклы как раз должны были этому способствовать – развивать воображение, ведь дорисовывать лица дети должны были мысленно, в своих фантазиях.
” Важно, что эти игрушки сделаны только из натуральных материалов. Нежная кожа ребенка чувствительна к “настоящему” и ненастоящему, да и лучше, если он знакомится сначала с Природным миром. Дерево, натуральные ткани, овечья шерсть. То, что изначально несет в себе здоровое начало и так легко принимает тепло рук мастера, которое передается потом в игре ребенку!
При подборе игрушек всегда учитывается не только возраст ребенка, но и его личностные особенности – темперамент, конституция. С этим же связан и особый подход к выбору цветовой гаммы вальдорфских игрушек.
Практически всегда вальдорфская игрушка сделана вручную. И в силу этого она всегда неповторима, уникальна, всегда несет в себе необходимые для конкретного ребенка черты . А вот такого деревянного человечка мы будем делать с детками с 4 лет на мастер-классе 26 октября в Санкт-Петербурге. На занятии дети смогут пофантазировать и сделать не только человечка, но и любую другую фигурку-из ароматных ,приятных наощупь можжевеловых бусин. ПОробнее про мастер-класс вы сможете прочитать здесь https://maj-ja.ru/zapis-na-master-klass-po-sozdaniyu-slingobus-teply-e-maminy-businki/master-klass-26-oktyabrya-mozhzhevelovyj-chelovechek/
Отличаются эти игрушки и своей формой – всегда очень мягкой, пластичной, без резких линий и острых углов. Даже если это рыцарский замок или строительный набор (кубики, кстати, здесь искать не приходится – их заменяют тщательно обработанные на спилах кусочки дерева, чурочки, полешки, коряжки…). Такая форма позволяет стимулировать детскую фантазию, позволяет накапливать и создавать образы, которые позже будут основой здорового развития интеллекта.
Что касается куклы, то впервые в «кукольной» истории она набивается теплой и мягкой овечьей шерстью, обладающими многими целебными качествами. Она долго хранит тепло, она невероятно пластична, а в валяных игрушках, например, дает неповторимые тактильные ощущения для детских ручек…. ”
Очень много информации по куколкам вы можете найти на сайте http://mam2mam.ru/articles/favorites/article.php?ID=748
А про принципы вальдорфской педагогики, ее плюсы и минусы вы можете почитать на сайте http://malish-nash.ru/viewtopic.php?id=1752
МОе отношение. Я не идеализирую вальорфскую педагогику,понимаю отлично, что у нее есть как плюсы,так и минусы, и что не всем она подходит.НО.
Вижу в ней то,чего очень не хватает в садиках и школах: отношение ребенка как к личности, которая имеет право на свой путь,которая нуждается в понимании прежде всего. И в вальдорфской педагогике-это есть. ПОмощь в раскрытии себя и принятие тебя таким,какой ты есть.
Это бы я посоветовала взять всем педагогам на вооружение. И сама,как родитель и педагог,стараюсь делать так.
Желаю нашим детям встретить-умных и понимающих родителей и педагогов)